Ментальная математика


С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.
Главными задачами ментальной арифметики являются:
-развитие творческих способностей.
-убирает рассеянность и невнимательность.
-развивает визуально-пространственного мышление.
-тренирует память (в том числе и зрительную).
- развивает нематематические навыки.
Развитие креативности у детей – одна из целей процесса воспитания. Сначала мы с детьми выполняли вычисления на специальных счетах – абакусе. Позже начали считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается. Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Занятия развивают воображение, то есть способность детально представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. У детей появляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности. Развитие креативности дошкольников очень важно. Ведь креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни. Кроме обучения счёта на абакусе в своей практике я использую различные упражнения:
«Ментальная раскраска» -Чтобы узнать, что спряталось в этой раскраске, нужно закрасить фрагменты рисунка нужным цветом и сложить гармошкой).
Рисование двумя руками- одновременное движение обеих рук активируют сразу оба полушария.
Способность ребенка погрузиться целиком в познавательный процесс, направить все свои мысли и настроить восприятие на усвоение темы, называется вниманием. У маленьких детей в дошкольном возрасте пока не развито такое осознанное качество. Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.
В своей работе я провожу занятия в игровой форме. Так же создаю важные условия для развития внимания у детей:
-физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
Игра «Встаньте/сядьте»
Прежде чем задать детям задачу, предложите им встать, если ответ будет больше определенного числа, и сесть, если меньше. Например, дети должны встать, если ответ больше 8, и сесть, если ответ меньше. После этого озвучьте задачу: 12 – 6. Если дети правильно решают задачи несколько раз подряд, вы можете усложнять примеры. Меняйте число, которое является точкой отсчета.
Упражнение «Ритмы» направлено на переключение. Смысл упражнения заключается в ритмичной смене любых движений рук. Вы меняете карточки, а ребенок должен выполнить то, что выполнено на карточке. Сначала медленно, а затем ускоряемся.
Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует –ухо – нос – хлопок»);
-развивает моторику и тактильные ощущения. ( «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»).
-развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания).
Пример игра «Найди закономерность», такие игры развивают умение выделить закономерности в последовательном ряде.
1.Внимательно смотрим на элементы, в нашем случае –косточки.
2. Сравниваем косточки
3. Определяем правило закономерности.
Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:
-максимальная концентрация на задаче;
-моментальная обработка больших объемов информации;
-способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;
-развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.
С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности. Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет.
На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения. Воспитатель должен знать, как развить пространственное мышление у ребенка. В этом мне помогают специальные игры и упражнения. Мы играем в игры, где нужно найти лишний предмет, играем в прятки или прячем игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её, используем настольные игры, шахматы, конструкторы, оригами. Дети с 5 до 7 лет уже могут самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление.
Игра «Лабиринты», способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать.
Головоломки- («Танграм», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево») и т.д.
Память- способность получать, хранить и воспроизводить информацию. Плохая память у малышей бывает редко, она недостаточно развита. Развивать память у малышей нужно с раннего детства, в начале это жесты, мимика, затем фразы, запоминание происходит непроизвольно, воспоминание развивается в игре, когда происходит эмоциональная вовлеченность ребёнка в процесс.
На занятиях детвору обучают ментальному счету, который производится в уме. Дети начинает считать на воображаемых счётах. Дети представляют абакус и мысленно передвигают косточки на счётах, не просто передвигают косточки, а думают, сколько косточек убрать или добавить, на каком ряду. При ментальном счёте дети постоянно концентрируют внимание и запоминают какое новое число получилось при решении примеров. На занятиях ребята учатся преобразовывать число в зрительный образ. У детей развивается зрительная память.
В своих занятиях по ментальной арифметике я использую много дополнительных заданий:
1.Устные диктанты;
2.Скоропись;
3.Запоминание: слов, карточек с картинками, графических узоров, флеш-карт, примеров при онлайн-счёте.
Предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!
Я знаю, что многие из вас знают эти игры, и используют их в своей работе. Просто, иногда в суете мы забываем про них, и надо, чтобы кто – ни будь напомнил. Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время игр и занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир. Введение ментальной арифметики в образовательный процесс обязательно принесёт разнообразие, ведь дети любят все новое. А при виде заинтересованности - можно более углубиться и уже иметь более серьёзные продвижения в обучении математики. Так давайте попробуем использовать её в нашей работе в детском саду.
Программа занятий
Учебный план
№ п/п |
Перечень разделов, тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Учимся считать на абакусе |
11 |
6 |
5 |
2. |
Знакомство с флэш-картами |
3 |
2 |
1 |
3. |
Знакомство с ментальной картой |
2 |
1 |
1 |
4. |
Простое сложение |
2 |
1 |
1 |
5. |
Простое вычитание |
2 |
1 |
1 |
6. |
Учимся прибавлять к 5 |
3 |
1 |
2 |
7. |
Учимся вычитать 5 |
3 |
1 |
2 |
8. |
Учимся прибавлять к 6 |
2 |
1 |
1 |
9. |
Учимся прибавлять к 7 |
2 |
1 |
1 |
11. |
Учимся вычитать число 6 |
3 |
1 |
2 |
12. |
Учимся вычитать число 7 |
3 |
1 |
2 |
13. |
Итого: |
36 |
17 |
19 |
3. Содержание программы
Комплексно-тематическое планирование
Содержание |
|||
Сентябрь |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Что такое ментальная арифметика |
Сопоставление количества с цифрой |
Обозначение числа на абакусе |
Правила счета на нижней части Абакуса 1,2 |
Октябрь |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Правила счета на нижней части Абакуса 3,4 |
Составление количества косточек на Абакусе числа 5,6 |
Составление количества косточек на Абакусе с числами 7,8 |
Правила счета на верхней части Абакуса (число5) |
Ноябрь |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 6,7) |
Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 7,8) |
Обозначение числа 9 на Абакусе |
Обозначение числа 10 на Абакусе |
Декабрь |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Знакомство с флэш-картами |
Знакомство с флэш-картами |
Знакомство с флэш-картами |
Знакомство с ментальной картой |
Январь |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Знакомство с ментальной картой |
Простое сложение |
Простое сложение |
Простое вычитание |
Февраль |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Простое вычитание |
Учимся прибавлять к 5 (5+1; 5+2) |
Учимся прибавлять к 5 (5+2; 5+3) |
Учимся прибавлять к 5 (5+3; 5+4) |
Март |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (5-5;6-5) |
Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (7-5;8-5) |
Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (8-5;9-5) |
Учимся прибавлять к 6 (6+1; 6+2; 6+3) |
Апрель |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Учимся прибавлять к 6 (1+6; 2+6; 3+6) |
Учимся прибавлять к 7 (7+1; 7+2) |
Учимся прибавлять к 7 (1+7; 2+7) |
Учимся вычитать числа 7 (9-7; 8-7) |
Май |
|||
Занятие 1 |
Занятие 2 |
Занятие 3 |
Занятие 4 |
Учимся вычитать числа 7 (7-7) |
Учимся вычитать числа 6 (9-6; 8-6) |
Учимся вычитать числа 6 (7-6; 6-6) |
Итоговое занятие |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника