Ментальная математика

Воспитатель высшей категории Башкова Юлия Александровна.
Воспитатель высшей категории
Башкова Юлия Александровна

С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.

Главными задачами ментальной арифметики являются:

-развитие творческих способностей.

-убирает рассеянность и невнимательность.

-развивает визуально-пространственного мышление.

-тренирует память (в том числе и зрительную).

- развивает нематематические навыки.

Развитие креативности у детей – одна из целей процесса воспитания. Сначала мы с детьми выполняли вычисления на специальных счетах – абакусе. Позже начали считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается. Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Занятия развивают воображение, то есть способность детально представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. У детей появляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности. Развитие креативности дошкольников очень важно. Ведь креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни. Кроме обучения счёта на абакусе в своей практике я использую различные упражнения:

«Ментальная раскраска» -Чтобы узнать, что спряталось в этой раскраске, нужно закрасить фрагменты рисунка нужным цветом и сложить гармошкой).

Рисование двумя руками- одновременное движение обеих рук активируют сразу оба полушария.

           Способность ребенка погрузиться целиком в познавательный процесс, направить все свои мысли и настроить восприятие на усвоение темы, называется вниманием. У маленьких детей в дошкольном возрасте пока не развито такое осознанное качество. Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.

В своей работе я провожу занятия в игровой форме. Так же создаю важные условия для развития внимания у детей:

-физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.

Игра «Встаньте/сядьте»

Прежде чем задать детям задачу, предложите им встать, если ответ будет больше определенного числа, и сесть, если меньше. Например, дети должны встать, если ответ больше 8, и сесть, если ответ меньше. После этого озвучьте задачу: 12 – 6. Если дети правильно решают задачи несколько раз подряд, вы можете усложнять примеры. Меняйте число, которое является точкой отсчета.

Упражнение «Ритмы» направлено на переключение. Смысл упражнения заключается в ритмичной смене любых движений рук. Вы меняете карточки, а ребенок должен выполнить то, что выполнено на карточке. Сначала медленно, а затем ускоряемся.

Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует –ухо – нос – хлопок»);

-развивает моторику и тактильные ощущения. ( «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»).

-развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания).

Пример игра «Найди закономерность», такие игры развивают умение выделить закономерности в последовательном ряде.

1.Внимательно смотрим на элементы, в нашем случае –косточки.

2. Сравниваем косточки

3. Определяем правило закономерности.

Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:

-максимальная концентрация на задаче;

-моментальная обработка больших объемов информации;

-способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;

-развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.

           С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности. Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет.

На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения. Воспитатель должен знать, как развить пространственное мышление у ребенка. В этом мне помогают специальные игры и упражнения. Мы играем в игры, где нужно найти лишний предмет, играем в прятки или прячем игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её, используем настольные игры, шахматы, конструкторы, оригами. Дети с 5 до 7 лет уже могут самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление.

Игра «Лабиринты», способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать.

Головоломки- («Танграм», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево») и т.д.

        Память- способность получать, хранить и воспроизводить информацию. Плохая память у малышей бывает редко, она недостаточно развита. Развивать память у малышей нужно с раннего детства, в начале это жесты, мимика, затем фразы, запоминание происходит непроизвольно, воспоминание развивается в игре, когда происходит эмоциональная вовлеченность ребёнка в процесс.  

На занятиях детвору обучают ментальному счету, который производится в уме. Дети начинает считать на воображаемых счётах. Дети представляют абакус и мысленно передвигают косточки на счётах, не просто передвигают косточки, а думают, сколько косточек убрать или добавить, на каком ряду. При ментальном счёте дети постоянно концентрируют внимание и запоминают какое новое число получилось при решении примеров. На занятиях ребята учатся преобразовывать число в зрительный образ. У детей развивается зрительная память.

В своих занятиях по ментальной арифметике я использую много дополнительных заданий:

1.Устные диктанты;

2.Скоропись;

3.Запоминание: слов, карточек с картинками, графических узоров, флеш-карт, примеров при онлайн-счёте.

Предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!

Я знаю, что многие из вас знают эти игры, и используют их в своей работе. Просто, иногда в суете мы забываем про них, и надо, чтобы кто – ни будь напомнил. Практика и отзывы родителей показывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время игр и занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир. Введение ментальной арифметики в образовательный процесс обязательно принесёт разнообразие, ведь дети любят все новое. А при виде заинтересованности - можно более углубиться и уже иметь более серьёзные продвижения в обучении математики. Так давайте попробуем использовать её в нашей работе в детском саду.

Программа занятий

Учебный план

п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Учимся считать на абакусе

11

6

5

2.

Знакомство с флэш-картами

3

2

1

3.

Знакомство с ментальной картой

2

1

1

4.

Простое сложение

2

1

1

5.

Простое вычитание

2

1

1

6.

Учимся прибавлять  к 5

3

1

2

7.

Учимся вычитать 5

3

1

2

8.

Учимся прибавлять к 6

2

1

1

9.

Учимся прибавлять к 7

2

1

1

11.

 Учимся вычитать число 6

3

1

2

12.

Учимся вычитать число 7

3

1

2

13.

Итого:

36

17

19

3. Содержание программы

Комплексно-тематическое планирование

Содержание

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Что такое ментальная арифметика

Сопоставление количества с цифрой

Обозначение числа на абакусе

Правила счета на нижней части Абакуса 1,2

Октябрь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Правила счета на нижней части Абакуса 3,4

Составление количества косточек на Абакусе числа 5,6

Составление количества косточек на Абакусе с числами 7,8

Правила счета на верхней части Абакуса (число5)

Ноябрь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 6,7)

Правила счета на верхней и нижней частях Абакуса (числа 7,8)

Обозначение числа 9 на Абакусе

Обозначение числа 10 на Абакусе

Декабрь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Знакомство с флэш-картами

Знакомство с флэш-картами

Знакомство с флэш-картами

Знакомство с ментальной картой

Январь

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Знакомство с ментальной картой

Простое сложение

Простое сложение

Простое вычитание

Февраль

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Простое вычитание

Учимся прибавлять к 5 (5+1; 5+2)

Учимся прибавлять к 5 (5+2; 5+3)

Учимся прибавлять к 5 (5+3; 5+4)

Март

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (5-5;6-5)

Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (7-5;8-5)

Учимся вычитать. Вычитание числа 5 (8-5;9-5)

Учимся прибавлять к 6 (6+1; 6+2; 6+3)

Апрель

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Учимся прибавлять к 6 (1+6; 2+6; 3+6)

Учимся прибавлять к 7 (7+1; 7+2)

Учимся прибавлять к 7 (1+7; 2+7)

Учимся вычитать числа 7 (9-7; 8-7)

Май

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Учимся вычитать числа 7 (7-7)

Учимся вычитать числа 6 (9-6; 8-6)

Учимся вычитать числа 6 (7-6; 6-6)

Итоговое занятие

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie